Стиль рок-музыки, появившийся в самом конце 70-х годов. Этот подстиль прогрессивного рока появился в конце 70-х, первая волна нео-прога — это музыка, опирающаяся на идеи самых популярных арт-роковых групп семидесятых — Genesis, Pink Floyd, Camel, Rush и др. Группам, исповедующим «классический нео-прог», присущ довольно характерный, специфический звук цифровых и аналоговых синтезаторов начала 80-х.
C некоторой натяжкой можно сказать, что нео-прог явился продуктом «скрещивания» арт-рока 70-х и элементов «новой волны», популярной в последующее десятилетие. Тем не менее, нео-прог является важным музыкальным явлением 80-х, так как это время характеризуется общим кризисом прог-рока. Нео-проговые группы были практически единственными в жанре, кто относительно стабильно существовал, развивался внутри себя и поддерживал общий интерес к прог-року. Наиболее известными представителями нео-прога 80-х являются Saga, Marillion, IQ (англ. IQ) , Pendragon, Pallas (англ. Pallas). Некоторые из этих групп добились не только творческого, но и коммерческого успеха. Одной из первых является британская группа Marillion. Относительный успех их дебютной работы, «Script for a Jesters Tear», а также получившего гораздо большее признание концептуального альбома «Misplaced Childhood», выпущенного в 1985 году, привел к тому, что большинство нео-проговых групп постарались воспользоваться находками Marillion. В свою очередь, это привело к появлению огромного количества клонов, не предлагавших абсолютно ничего нового и опирающихся исключительно на «мариллионовские» наработки. Можно сказать, что Marillion, сами опираясь на наследие ранних Genesis, наибольшим образом повлияли на развитие нео-прога в 80-е и задали рамки этому поджанру. В 90-е, с приходом Стива Хогарта, группа практически ушла от изначального стиля, и сейчас новые работы очень отличаются от первых альбомов. В начале 90-х годов, помимо групп, продолжающих разрабатывать нео-прог 80-х, появляется достаточно большое число коллективов, сменивших ориентиры на таких «титанов» 70-х, как Gentle Giant, ELP, King Crimson, Yes. Иногда нео-прог 90-х образовывал своего рода гибрид с хэви-металом (например, у Arena). Кроме того, нео-прог 90-х характеризуется сменой саунда на практически аутентичное звучание 70-х годов — с меллотронами, хаммондами и мугами, а также более высоким техническим мастерством, нежели большинство «нео-групп» 80-х. Наиболее известными группами этой волны нео-прога являются Flower Kings, Spock’s Beard[источник не указан 347 дней], Magellan (англ. Magellan) и другие. Кроме того, в 90-е появилось достаточно большое количество групп, работающих в традиционном русле «нео-прога» 80-х: Galleon, Shadowland (англ. Shadowland), Arena и некоторые другие.