Всё более уходя от своего первоисточника — к 90-м неофолк уже полностью оправдывал своё название, представляя из себя действительно скорее «новый фолк», чем очередную разновидность старой бардовской песни. Вопреки распространённому мнению, неофолк связан с пост-индустриальной культурой лишь общим стремлением к эпатажу и, ещё меньше, дружбой некоторых основателей жанра с музыкантами игравшими индастриал. Сам неофолк практически (за исключением некоторых подражателей) не повторяет принятых в индастриале приёмов и является самостоятельным жанром. Появился неофолк благодаря творчеству трёх британских групп 80-х годов — Death in June, Current 93 и Sol Invictus. По духу и настроению ранний неофолк близок к пост-панку. В неофолке применяются различные акустические, в том числе и народные, инструменты, возможно также применение электрогитар, синтезаторов или шумов. В конце 90-х неофолк-музыканты всё чаще смешивали народную музыку с трип-хопом и другими стилями электронной музыки. В конце-концов от него условно отделились некоторые направления, например apocalyptic folk, new weird folk, ritual folk…